Выпускникам 43 средней школы
Sic transit gloria mundi.

Где лучше - здесь или там, - зависит
от того, где задан вопрос.

Для тех, кто успел побывать в этом городе до перестройки он останется в памяти как дивная, чарующая песня, с детской сказочной мелодией и совершенно непонятными, но теплыми словами.
Легенда гласит: как-то грузинский царь Вахтанг Горгасал охотился в лесах на территории современного Тбилиси. Он был удачливым охотником и как всегда подстрелил по одним источникам фазана, по другим лань. Раненое, но еще не скончавшееся животное добралось до источника, бьющего прямо из земли, где замертво упало. Свита во главе с царем быстро нашла охотничий трофей, и наблюдательный царь обратил внимание на естественный горячий родник. Обследовав местность, подручные обнаружили еще целый ряд подобных источников. Это царь посчитал за знак свыше и основал на этом месте город. Название пришло само собой - “тбили” - по-грузински теплый.
Источники действительно горячие и действительно целебные, с естественным содержанием серы и многих других веществен на месте их обнаружения были построены бани, впоследствии вырос целый квартал, который так и назывался - банный квартал или по-грузински - убан. Бани расположены ниже уровня земли и на поверхности видны лишь сферические крыши отдельных номеров. Купание в серных банях огромное наслаждение и целый ритуал, с мраморными бассейнами, мраморными топчанами и полуголыми банщиками с жесткой рукавицей. Впрочем, после Пушкина и его “Путешествия в Арзрум” описывать это таинство будет излишне. В XIV веке, когда войска под предводительством Ага Мухам мед хана захватили город, хан много наслышанный о целебных банях, лично посетил одну из них, где провел целую ночь. На утро он приказал разрушить все бани, дабы никто после него не познал это удовольствие. Но бани отстраивались раз за разом.
На маленьком пятачке в половину квадратного километра с тюркским названием “Майдан” представлены храмы почти всех религий - мечеть, синагога, православная церковь, армянская церковь. Терпимость, до последнего времени, была визитной карточкой этого города. Географическое месторасположение, мягкий климат, смешение архитектурных стилей, изломанность узких улиц, непередаваемо красивая излучина реки, все было создано как будто для того, чтобы город стал центром культуры и искусства.
В конце XIX века в тогдашнем Тифлисе возникла своя особенная, колоритная, ни с чем не сравнимая уникальная культура. Этому способствовал и этнический состав населения города. Все основные нации, проживающие в Закавказье, были представлены в городе почти в равных количествах. По некоторым источникам в это время даже большинство горожан составляли армяне. Смешение религий и языков породило свой диалект, свои междометия, свою культуру поведения, обычаи более или менее сохранившиеся и в советское время.
Некоторая театральность, излишняя эмоциональность, простоватый и доступный юмор, музыкальность и плутоватость - описать образ среднего горожанина задача не из легких. Своеобразие коммунальных условий родило явление культуры дворов. Сейчас это безвозвратно утеряно. Культура дворов несравненно увеличивала роль соседей в жизни любой семьи и индивидуума. Поколения за поколением ходили в одну и ту же школу, преемственность была во всем от школы до профессии.
Район Сололаки начинается от бывшей площади Ленина (еще раньше Ереванской площади) и продолжается наверх к подножию горы святого Давида, где, кстати, похоронен Грибоедов. Название район получил от горной гряды, представляющей собой отроги Кавказского хребта и в этом месте имеющих название Сололакского хребта. Близость к святой горе и нескончаемым садам сделали это район Тифлиса привлекательным для зажиточных горожан. До сегодняшнего дня стоят в районе дома нефтепромышленника Манташева, Арутюнянцев, и многих других, с замечательными мраморными кариатидами, хрустальными стеклами, расписными подъездами. Район отличался своей элитарностью, и даже советизация не сняла с него обреченности быть культурным очагом города. Каждый из населявших этот район почтенно относился к истории места своего проживания и подсознательно нес какую-то ответственность, как представителя Сололака. Правда, в том, что каждый действительно по - своему.
Но, тем не менее, не в обиду другим районам будет сказано, район действительно стал кузницей для будущих знаменитостей республиканского и союзного уровня. И непосредственной alma mater этой плеяды в большинстве прекрасных личностей, была средняя русская школа № 43. Бывшее Манташевское экономическое училище, далее 5 мужская гимназия, и, наконец, средняя русская школа с магическим номером 43. Слава вполне обычной школы вышла далеко за границы города. Выпускники школы стали уважаемыми людьми, талантливыми композиторами, физиками, незаурядными государственными деятелями. Особенно сильные выпуски школы послевоенные и вплоть до начала восьмидесятых годов. Обсуждение состояние школы в настоящее время, когда большая часть стала с преподаванием на грузинском языке, и коренным образом поменялся контингент, как преподавателей, так и учащихся, тем более населения района не стоит целью нашего повествования. Не надо о грустном.
Выпускники школы организовали клуб 43. Два филиала, которого до последнего времени существовали один в Москве, другой в Ереване. Но время идет неумолимо, люди уходят в небытие, остается память, которая тоже постепенно теряет насыщенность, имена, факты. Нашей публикацией мы ставим целью восстановить потерянную связь времен и создать подобие клуба 43 в сети. Более того, уже вполне реальной выглядит возможность издания каталога выпускников школы. Если у Вас есть сведения о выпускниках школы, пусть и не таких знаменитых, как Микаэл Таривердиев, присылайте ваши письма. Мы систематизируем информацию для дальнейшей публикации в сети. Мы также будем публиковать Ваши воспоминания об учителях, интересных фактах, обо всем, что составляло тот мир, мир грез и детства. И путь туда лежит только через нашу память.
Как говорил выпускник школы, искусствовед, живописец, писатель, Т.Зурабян, у каждого тбилисца где-то в глубине души остается что-то от кинто. Может это, а может, что-то иное сотворило это поколение тщеславных, целеустремленных, жизнелюбивых и романтических людей.

Арсен Аветисов

********

Как-то, после пятидесятилетнего отсутствия в Тбилиси, город своего детства, приехал знаменитый голливудский режиссер Рубен Мамулян. В первую очередь он решил посетить отчий дом. Встречающие осторожно намекнули ему, что время уже позднее, целесообразнее сделать это утром, но режиссер настаивал. И вот кортеж автомобилей въехал на Ленинградскую улицу и остановился у старинного дома. Пока американский гость взволновано стоял посреди маленького дворика, сопровождающие отстали, оставив его наедине с собой, на балкончик вышел пожилой мужчина. Он, потирая сонливые глаза, оглядел сверху всех и, остановившись взглядом на Мамуляне радостно, но невозмутимо, словно они расстались еще вчера, воскликнул:- Ва, Рубен-джан, здравствуй!

До революции 1917 года на Эриванской площади в Тифлисе Тамамшевым было построено здание оперы, которое современники сравнивали со зданием Парижской Гранд опера. По беспечности одного из работников, здание сгорело, но Тамамшев на том же месте выстроил самый большой в городе караван-сарай.

В начале века в Тифлисе было открыто кафе “Чашка Чая”. Деньги, заработанные кафе посылались в Армению, пострадавшим от геноцида и беженцам. Завсегдатаями кафе была армянская творческая интеллигенция.

Нынешнее здание гостиницы “Тбилиси”, что на проспекте Руставели, а в прошлом Головинском проспекте, носило название “Ориант” и было построено знаменитым тифлисским архитектором Габо Тер-Микеловым. Продолжением этого здания, театр имени Руставели бывшее Армянское Артистическое общество или Питоевский дом, по имени владельца Исая Егоровича Питоева - армянского Мамонтова.

Стены Сионского собора в 18 веке были украшены работой Мкртума Овнатаняна. А прадеда Мкртума вызвал к себе и сделал придворным художником царь Вахтанг 6.Мкртум также расписал армянскую церковь Норашен.

На Пушкинской, что пониже Эриванской до 1956 года был кабак “Симпатия”. Стены кабака украшали портреты в овальных рамках самых разных героев от Колумба и Шекспира до Руставели и Толстого. Всего тридцать два портрета. Роспись всего кабака принадлежала кисти Карапета Григорянца. И если на левобережье Куры в то время господствовал Нико Пиросмани, то правобережье полностью было под авторитетом Григорянца, чья мастерская располагалась на Абас-Абасской площади.

назад к 'воспоминаниям'

©2004 || www.club43.ru
"История создания Клуба 43""Члены Клуба 43""Воспоминания выпускников""Фотографии собраний Клуба""О нашей школе""Форум Клуба 43""Новости"