Этаж второй - главный (© Арсен Аветисов)

Второй этаж начинался величественной мраморной лестницей с такими же монументальными перилами по бокам. В перилах были красивые круглые отверстия по размеру точно совпадающие с средним размером головы учащегося младших классов, так что последние то и дело засовывали в эти отверстия свои несмышленые головы. Как - то был случай, что у одного октябренка голова так и застряла там. Общими усилиями преподавательского состава удалось его освободить из мраморного плена.
Слева от главной лестницы располагалась учительская комната или, скорее, комплекс помещений именуемый просто учительской. Святая святых школы. В большую общую комнату с огромным столом посередине и немногочисленными репродукциями картин под общей темой “А это наша природа”, выходили двери нескольких кабинетов. Справа - канцелярия - совершенно неисследованный кабинет с загадочными служащими. Женщина неизвестных лет с обильным макияжем, по всей видимости исполняющая обязанности бухгалтера и зав.отдела кадров в одном лице, и ее помощница, почему - то запомнившейся вечно беременным относительно молодым созданием.
Сразу за канцелярией находилось постоянное пристанище главных движущих механизмов жизнедеятельности школы. Комната завучей. Само название завуч, долгое время вводило меня в сомнение, чем все же они заведуют, так как аббревиатура завуч никем популярно не расшифровывалась. Не то они заведовали учебным процессом, не то заведовали другими учительями. Так или иначе их роль в закулисных играх была значительна.

История Шушаны.

Шушана Емельяновна была вечным символом школы, ее достоянием. С незапамятных времен, армянка по национальности, преподавала грузинский язык и литературу, при этом всегда оставаясь завучем. Ее сильный с надрывом голос сопровождал не одно поколение выпускников. В основном, ее речь в повелительном наклонении можно было услышать во время очередных школьных празднеств или разборов полетов с подчиненными учительями. При этом в красивых ухоженных руках она как скипетр держала свои массивные прессбиопические очки, иногда больно касаясь ими головы нерадивых учеников.
Глагол “касаться” употреблен не случайно. Глагол “бить” можно было смело применить для другого преподавателя грузинского языка. Время стерло ее имя из памяти, запомнились сильные руки, мощный торс, хронический ринит и как следствие постоянный красный нос. Нос послужил для рождения одного из многочисленных кодовых названий преподавателя - ”Дед мороз”, наряду с “Фрекен Бок”, “Домомучительница” и т.д.
Преподаватель специализировался на разбитии крышек от деревянных пеналов учеников, которыми в процессе обучения отмерялся красивый ритм грузинского слога. Она также являлась обладательницой массивного золотого кольца, вес которого почувствовали многие головы неуспевающих за учебной программой. Знаменитое кольцо стало причиной временного отстранения “Деда” от занятий. Открытая рана кожного покрова головы при очередном испытании воспитательной функции кольца.
Но Шушана была выше примитивных методов обучения. В ее движениях, походке, улыбке, всегда прослеживалась величественность, собственная значимость, достоинство. Свой имидж она подчеркивала строгой формой одежды и дорогими украшениями. Высокие каблуки сыграли свою роль в ее неудачном падении и переломе бедра. Проведенная операция закончилась временным вживлением металлического гвоздя - версия учащихся. С гвоздем Шушана стала еще более внушительной и голос ее приобрел металлический оттенок.
Слева, непосредственно у входа в учительскую находилась обтянутая черным дермантином дверь кабинета директора. Пару раз, сразу оговорюсь, не по хорошим поводам удалось побывать в этом кабинете. Традиционный стол, шкаф с множеством вымпелов, наград и кубков, пару почетных грамот на стенах и огромный портрет вождя за массивным креслом. Какого именно вождя вспоминается смутно. Впрочем выбор вывешиваемых вождей был не велик: В.И.Ленин, жертва заговора Киров или мефистофелеподобный Дзержинский.
На столе располагалась группа письменных принадлежностей, в том числе и остро отточенные карандаши и массивная чернильница из граненного стекла. Практическое применение этих приборов ставилось под глубокое сомнение.
После кабинета директора, справа же располагалась дверь небольшого конференц зала для оперативных совещаний совета школы, комитета ЛКСМ школы, партийной организации школы и других подобных очередных собраний многочисленных общественных организаций действующих на территории нашего учебного заведения. Два ряда длинных столов с приятными стульями. Та же тематика репродукций на стенах.
Прямо напротив учительской, слева от главной лестницы располагался буфет. От буфета начинался коридор, в который выходили двери кабинетов младших классов - от нулевого до третьего. Оттуда и начиналось знакомство со школой. Коридор как всегда заканчивался стенкой, слева от которой были две туалетные комнаты, соответственно полам учащихся. Санитарное состояние этих комнат можно было лишь почувствовать, увидеть было трудно из-за постоянного полумрака и отсутствия окна или даже форточки. О точном расположении компактов турецкого типа можно было лишь догадываться.
Престижность кабинетов младших классов рассчитывалась по приближенности к буфету, а следовательно, отдаленности от туалета. Например, наш класс, был самым близким к буфету.

Fast Food.

Буфет был самым демократичным местом в школе в силу его одно и того же ассортимента как для учащихся, так и для преподавателей. О меню следует поговорить особо.
Язычок - продолговатый кусок слоенного теста, обильно обсыпанный сахарным песком. Действительно по форме напоминал язык млекопитающего средних размеров.
Треугольник - то же самое тесто, треугольного плана с яблочным джемом внутри. Наличие джема условное.
Хачапури - без комментариев.( очень маленькие )
Хлеб с сыром - кусок белого хлеба с сыром типа сулгуни.
Коржик - круглое изделие из песочного теста.
Хлеб с колбасой - кружок докторской, тонкой как пергамент, колбасы с белым хлебом.
И наконец хит всех поколений - хлеб с сосиской. Десяти сантиметровая пионерская, обжигающая пальцы сосиска с хлебом. Цены всех наименований колебались от 10 до 15 копеек за единицу.
Руководила буфетом высокая, с огромным животом и забавным кокошником женщина - тетя Маня. Весь ее вид, особенно когда она устало с огромными сумками шла домой, говорил о месте ее профессиональной деятельности.
Эксклюзивно она готовила только бизнес ланч для директора. Когда его на треугольном керамическом подносе она лично несла директору, можно было заметить, что кроме салата из свежих овощей директор любит и хинкали, и котлеты, и картофельное пюре и что - то еще скрытое за белой полотняной салфеткой, покрывающей поднос.
Очереди в буфет на переменах были большие и шумные. Старшеклассники, отличавшиеся большим ростом и хорошими отношениями с тетей Маней брали без очереди. Потому как количество взятого ими было значительно и соответсвовало оптовым , тетя Маня передавала им большой эмалированный таз с горой заказанных изделий.
Из буфета можно было попасть в помещение с восемью столами, где периодически обедали группы продленного дня. За умеренную плату их угощали борщом и микро котлетами, приготовленными по особому рецепту с 50 процентным содержанием хлеба.
Напитки были представлены какао с молоком, чаем, компотом из экзотичных фруктов, потому как по вкусу они не напоминали ни один из известных сортов отечественных садовых культур, и целой серии соков в банках из под сметаны с изображением веселого ежика на этикетке. Ежик предлагал яблочный, виноградный и другие натуральные соки.
В целом, кухня школы была простая и добротная. Во всяком случае, отравлений не было.

Pioner - технология будущего.

Рядом с буфетом какое -то время располагалась пионерская комната с энергично желтыми стенами и обилием символики из красного сукна. Там же хранились святые предметы пионерского движения - знамя, горн и барабан. Особый интерес представлял горн и барабан, из-за возможности поддудеть и постучать. Они, подобно великим дарам, торжественно лежали на отдельной полке и за ними строго приглядывали пионервожатые, пресекающие все попытки даже притронуться к ним. До знамени никому дела не было.
Кроме святых даров, на стенах висели фоторепортажи из пионерской жизни школы, участия в скаутских играх ”Зарница”, посещения революционных исторических мест, торжественные линейки и прочее. Руководили школьным пионерским движением товарищи женского рода. Товарищ Марина, тихая спокойная девушка с небольшим дефектом речи, вследствие неправильного прикуса, и светло каштановыми волосами. Она отличалась миролюбием и независимостью. От нее ничего не зависело.
Ее коллега - товарищ Нина - полная противоположность. Большие черные глаза, выраженные брови, иссиня черные волосы и громкий командный голос. Невысокая, энергичная, она то и дело занималась воспитательной работой с младшим пионерским составом. Заклинания касались пионерской совести, честности, великого прошлого и не менее великого будущего. Со строгой периодичностью, подвергшийся заклинаниям отсылался к истокам революционного движения в Грузии и возвращался к неизбежности очередного грядущего съезда партии, где возможен вариант повестки дня с рассмотрением поведения всех неуспевающих пионеров. На многих такая речь производила сильное впечатление, тем более, что товарищ Нина все описывала емко, кратко и четко.
Под честное пионерское экзекуемый брался на поруки товарищей. Непонятную свежую волну внес в пионерское движение школы товарищ Алик мужского пола. У 23 летнего парня были толстые губы и неизвестного цвета глаза. Он делал вид, что не интересуется девочками.
Как - то во время исторической экскурсии по местам боевой славы с посещением Бресткой крепости, группа учеников под предводительством В.М.Кулакова, большого любителя подобных мероприятий и их бесменного организатора, на один день остановилась в Москве. Товарищ Алик тоже был в составе делегации. Утром он неожиданно исчез и появился только вечером на Курском вокзале за пятнадцать минут до отхода поезда. Его провожал его пионерский товарищ - блондинка с озорными глазами. Алик сразу же был подвергнут резкой критике со стороны старшего товарища по партии. Кулаков не мог не сказать о подаваемом примере. Факт вероятного решения полового вопроса, послужившее причиной отсутствия пионервожатого был налицо.
Пионерские линейки всегда праздник. Иногда отменялись уроки. Краткое универсальное содержание линейки. Долгое и мучительное построение на школьном дворе под звуки детского марша организованных строителей будущего. Торжественное внесение знамени, сопровождаемое синкопе ритуального барабана и хриплыми визгами горна. Короткая речь официальных лиц трех поколений. Великая клятва на двух языках, из которой запомнилось только призывающе - утвердительное “Будь готов - всегда готов!” Конец линейки.
Неожиданно пионерскую комнату перенесли на третий этаж. Переезд занял годы. Комната третьего этажа была с стандартными уныло серыми стенами. Настроение нового обиталища пионервожатых никак не пересекалось с идеями заложенными в пионерском движении. Груды литературы на подоконниках, неустроенность и отсутствие обстановки, куча пионерских реликвий сваленных в углу, создавало впечатление клуба диссидентов. Постепенно вещи нашли соответствующие им места, но энергичной и жизнерадостной ауры добиться так и не удалось. Впрочем, к этому никто и не стремился.
Периодически проводились облавы на предмет наличия пионерского галстука у учащихся. Галстуки производились промышленностью двух цветов - с рубиновым отливом и ярко алые с игрой оранжевого на солнце. Но назывались они одинаково красными. Завязывая галстук, необходимо было получить напоминающий ровную квадратную подушку узел. Первый опыт приобретался в день принятия в пионеры в музее имени В.И.Ленина, с последующим возложением цветов к памятнику вышеупомянутого на площади его же имени. Лишенные права вступления в организацию считались изгоями, но таковых не было.
В октябрята, младших братьев пионеров, принимали в зеркальном зале бывшей резиденции наместника царя на Кавказе, а ныне дворец пионеров. Обязанностей и прав у октябрят было куда меньше и заключались они в основном в прилежном отношении к государственному имуществу и учебному процессу. Металлические звездочки, отличительные знаки октябрят, своими острыми краями часто становились причиной легких повреждений кожных покровов.
Октябрята формировались в звенья по пять человек, и между ними существовали конкурирующие отношения по успеваемости. Пионеры имели подразделения на отряды, и на уровне целой школы составляли дружину. Управляли всеми подразделениями Советы различного уровня. Опыт существования в пионерии помогал в дальнейшем легче ориентироваться в более сложной и организованной структуре ЛКСМ.

назад к 'воспоминаниям'

©2004 || www.club43.ru
"История создания Клуба 43""Члены Клуба 43""Воспоминания выпускников""Фотографии собраний Клуба""О нашей школе""Форум Клуба 43""Новости"